Сначала мы смотрели, как учат боевых петухов. Потом утешали родителей невинного ребёнка, которого приказал казнить жестокий властитель. А в самом конце дороги, у развилки, грозный стражник ответил нам: «Да». Но никто не знал, говорит он правду или лжет.
…О том, какая дорога ведёт в город, мы так и не догадались…
Конечно же, ничего такого не было. А был авторский семинар-тренинг Владимира Константиновича Тарасова, основателя (в 1984) и директора Таллиннской школы менеджеров, президента компании «Interpersonal Business Technologies Inc.» (WA, USA), автора книг «Система автоматизированной аттестации руководителей и специалистов. Опыт социальной технологии» (1982), «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» (1989), «Технология жизни: Книга для героев» (1992). Семинар собрал более 30 руководителей, топ-менеджеров ведущих фирм и компаний Петербурга.
Мыслитель, мудрец, философ, специалист по теории и практике менеджмента любезно согласился поделиться своими впечатлениями о семинаре с читателями газеты «Профессия».
— Владимир Константинович, как вам люди, отдача, общее впечатление?
— Семинар мне понравился. Тёплая, мягкая аудитория. Бывает, кстати, и жёстче. Особенно когда много участников. Однако последние полтора года я чувствую, что люди стали помягче, что ли. А может, на мои семинары просто попадают не случайно. Не знаю.
Вообще я очень благодарен сегодняшним участникам за то, что они меня так хорошо принимают. Очень приятно, когда чувствуешь отдачу, интерес, эмоциональный отзыв.
Что касается критики, то посетую, что задают очень мало сложных вопросов. Даже опираясь на материал семинара, можно спрашивать о более интересном. Мало жизненных вопросов, экзистенциальных, я бы сказал. Однако это вовсе не критика, а так, замечания. А вообще аудитория мне очень понравилась, и я всем благодарен.
— Какие ваши дальнейшие планы в нашем городе?
— Летом, в августе, будет вторая часть семинара «Техника перехвата и удержания управления». Пока трудно сказать, какой она будет, но ясно одно – это будут в основном тренинги и деловые игры.
Это очень удобная форма отбора и подготовки сотрудников. В игровой ситуации может прогнозироваться и поведение, и распределение ролей в структуре, и многое-многое другое.
— Вопрос о вашей «Технологии Жизни». Позволю себе процитировать одну из ваших книг: «…Оружие вне морали, оно лишь усиливает возможности человека. Социальная технология не может быть ни моральной, ни аморальной. Это оружие, которое может быть употреблено и во зло, и во благо…» Вы не боитесь, что оно будет использовано во зло?
— Это не совсем так. И дело вот в чём. Человек, вставший на аморальный путь, резко сокращает свои возможности. Представьте себе, что через толпу идут двое. Оба торопятся к своей цели. Один толкается, идёт напролом, не оглядывается. Другой старается действовать корректно, лавирует, извиняется. Он, конечно, сначала будет идти медленней. Но у него есть обратная связь, и с течением времени он выйдет вперёд. Его «умение идти» быстро растёт. Его «предвидение нестолкновения» развивается и позволяет двигаться вперёд быстрее и быстрее.
Таково первое отличие: человеку, который действительно хочет достичь высот, неинтересно, невыгодно нарушать мораль.
Второй эффект: человек, выбравший аморальный путь, обрекает себя на вечный комплекс неполноценности: «Другие могут достичь результата, не нарушая мораль, а я такой вот неспособный, и мне НАДО быть аморальным…» Эта зависть отвлекает от движения вперёд на ненужную борьбу с теми, кому он завидует.
Третье: любая деятельность обладает самомотивацией. И если человек даже начинал аморально, то с течением времени, по мере роста, он начинает сам осуждать тех, кто грубо нарушает правила. Потому, что сам уже научился делать это тоньше. Затем ещё и ещё, и в конце концов ему станет уже неинтересно работать и жить аморально. Может быть, это самоутешение, хотя не думаю, не думаю…
— Тогда цитирую ещё одну вашу книгу: «…Если человек даже хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, это уже шаг к лучшему…»
— Конечно. Дело в том, что человеческая личность обновляется так же, как обновляются клетки в организме. И как знать, может, технология будет воспитывать хороших людей из плохих?
— Помните, у Стругацкий: «…Нам не из чего делать добро, кроме как из зла…»
— Да. И уверяю вас, НАСТОЯЩИЙ МАСТЕР ИЗ ПЛОХОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ВЫРАСТЕТ.
— Владимир Константинович, нет ли проблемы в том, что человек, владеющий таким высокоточным оружием, превращается в манипулятора, использующего других людей в угоду собственным интересам?
— Не так. Не использовать людей, а делать своими сотрудниками и единомышленниками. В этом нет ничего плохого. И я не вижу в этом манипуляции. Это хорошее сотрудничество. Ведь каждый имеет плаво на свои аргументы.
— Но я же навязываю другому свою картину мира!
— Не навязываю, а убеждаю. Это моё право — убеждать, и такое право есть у каждого. Рисовать картину мира, использовать аргументацию и т.п. Если из манипулирования выбросить элементы аморального, то получится нормальное управленческое искусство.
— Как вам удаётся совместить в «Технологии жизни» западное «внешнее» и древнекитайское «внутреннее» видение мира?
— Истина вненациональна. Когда она становится национальной, она перестаёт быть истиной. А вообще-то Конфуций говорил: «…Истина так хорошо закруглена, что с какого конца ни иди — к ней придёшь…»
— Большое спасибо вам за беседу и до встречи в августе.